- У Татьяны была "мужская" игра, - поясняет
Негребецкий. - Обычно в игре смешанной пары мужчина
контролирует три четверти площадки. Ну а с Налимовой
можно было свободно делить площадку пополам. Она
великолепно играла у сетки с лёта. Да и подача у неё
была исключительно сильная.
А Татьяна Борисовна говорит, в свою очередь:
- Эдуард Эдуардович был не только выдающимся
партнёром, игроком очень высокого класса, но и замечательным педагогом, тонким
воспитателем, мудрым наставником. Каждое выступление с ним было для меня всегда
самой настоящей академией современного тенниса. Как
бы хорошо мы ни играли, какую бы большую и приятную
победу ни торжествовали, мой коллега всегда выискивал
ошибки, разбирал теневые стороны нашей игры. Однажды
я не удержалась, спросила:
- Зачем говорить о плохом сейчас, когда нас так все хвалят?
- Для будущего, Танюша, для будущего, - ответил
он. И в этом ответе был весь Негребецкий, человек,
решительно устремленный вперед, умевший видеть завтрашний день и работать во
имя него!
В середине тридцатых годов Анри Коше в паре с
Августином Вельцем выступил против пары Евгений Кудрявцев - Эдуард Негребецкий.
Сыграв против этого дуэта, гость из Франции сказал:
- Великолепная пара. Выйди она на международную
арену, многие наши знаменитости не выдержали бы сопер
ничества с ней...
На международную арену в ту пору советским мастерам путь был практически закрыт,
но у себя в стране этот дуэт с 1937 по 1940 год включительно трижды выигрывал
звание чемпионов СССР, трижды побеждал в матчах со сборной командой столицы,
да и вообще не имел ни одного поражения.
Итак, перед нами картина головокружительных спортивных восхождений Эдуарда
Негребецкого. Казалось бы, одной жизни не хватит на все это. А между тем (и об
этом мало кто знает) теннис был далеко не единственной страстью, не
единственным делом этого разносторонне
одаренного человека. С детства он любил петь. Пел под
аккомпанемент сестры, игравшей на рояле. Считалось всё
это забавой, семейным развлечением. Приходили гости,
хвалили приятный баритон Эдика - не более. Но в тридцать пятом, в Ленинграде,
на самодеятельном концерте спортсменов "Динамо" Негребецкого услышал один из
дирижёров театра оперы и балета имени Кирова. Он посоветовал Эдуарду, чья
чемпионская звезда засверкала в те
дни особенно ярко, серьёзно заняться искусством. И этот
совет был принят. Осенью тридцать шестого Эдуард Негребецкий
стал студентом вокального отделения Ленинградской консерватории. Дела с учёбой
шли хорошо, и пользовавшийся громкой спортивной славой молодой человек
всё серьезней задумывался о сценической карьере.
О тех днях в его уютной ленинградской квартире напоминает многое. Вот афиши
концертов, прошедших на сценах лучших театров и музыкальных салонов города,
в рабочих клубах. Среди участников - Эдуард Негребецкий. В его репертуаре арии
Онегина, Елецкого, Жермона, романсы русских композиторов, зарубежная классика...
Из заметки, опубликованной в газете "Спартак", узнаем,
что чемпион СССР дал в зале Дома Красной Армии сольный концерт, который прошел
с большим успехом.
Он уже успешно окончил четвертый курс, когда грянула война. Эдуард Негребецкий
не размышлял о том, как поступить. 22 июня 1941 года он подал заявление в
военкомат с просьбой снять с него бронь и отправить на фронт. Отправить
немедленно. Он писал, что в эти грозные дни место спортсменов, людей особой
закалки, на передовой линии огня.
Можно было бы написать отдельный рассказ о его боевом пути. Рядовым
красноармейцем, бойцом стрелкового батальона участвовал он в тяжелейших
оборонительных сражениях на эстонской земле. Защищал родной Ленинград. Ходил в
разведку. Потом служил в батальоне аэродромного обслуживания. Вдохновенно нёс
трудные фронтовые вахты, а в свободное время устраивал вокальные концерты для
лётного состава. Однажды случилось ему петь на морозе, прямо у стоянки боевых
машин. Ребята сбросили перчатки, аплодировали горячо. Кто-то крикнул:
- Голос-то какой, братцы! Ты бы его поберёг, Эдик, для мирных дней...
Он только усмехнулся.
- Голос мне, ребята, после войны уже будет не нужен...
|