Существуют разные способы подготовки к соревнованиям. Один из них - провести тренировочный матч, в котором вы будете играть не заботясь о технике, не отдавая всего себя для победы, используя свое понимание игры, способность обнаружить слабые места у противника и воспользоваться ими. Придумайте для себя какую-нибудь ставку в игре, которая бы вас вдохновила. Эта ставка должна вас поставить в условия, приближенные к тем, в которых проходят официальные матчи. Каждый удар вы будете наносить с предельной самоотдачей, словно от него зависит что-то необычайно важное.

Если вы выйдете победителем, вы будете испытывать удовлетворение. Если проиграете, вы будете счастливы, что сделали все возможное, хотя это и не принесло желаемого результата.

ТЕХНИКА И СТИЛЬ

Техника - это совокупность средств, находящихся в распоряжении игрока для овладения ударами по мячу, совершенствования и обеспечения оптимального ритма игры.

Стиль есть отражение личности игрока. Прогресс в игре означает совершенствование техники, но она достается в гармонии со стилем игры, индивидуальностью спортсмена.

Эта индивидуальность проявляется не сразу. Австралийский суперчемпион Род Лэйвер, дважды выигравший Большой шлем*, в течение известного времени играл традиционно, прежде чем сказал новое слово в мировом теннисе.

Молодые игроки изо всех сил стараются подражать большим мастерам - Лэйверу, Настасе, Боргу, забывая подчас, что они прежде чем овладеть тем или иным неповторимым ударом или другим эффектным приемом, присущим только одному из них, проделали огромный объем черновой работы.

Итак, если стремишься подражать удару какого-то игрока, то не следует забывать, что этот самый игрок до того, как ему стал удаваться такой удар, прошел через промежуточные стадии, потребовавшие многих часов напряжённой работы. Легкость исполнения - если она имеется - бросается в глаза публике только тогда, когда игрок стал, наконец, чемпионом.

Если появится новый Лэйвер, это не будет точная копия знаменитого австралийца. Наследник Лэйвера, не уступающий в технике прославленному чемпиону или даже превосходящий его, будет играть иначе, демонстрируя собственный стиль.

У большинства великих чемпионов в основе техники лежат одни и те же принципы, но способы их реализации различны.

Все те, кому посчастливилось видеть блестящую плеяду австралийских и американских игроков, царившую на кортах в пятидесятых, начале шестидесятых годов, хорошо знают, что почти все они в равной степени владели одним и тем же арсеналом технических приемов, независимо от того, какие страны и континенты они представляли. Но у каждого из них был свой собственный стиль.

Эта плеяда выдающихся игроков подняла на высокий уровень технику, основы которой должен знать каждый начинающий теннисист. Полученные навыки впоследствии молодые игроки преломят под собственным углом, придадут им индивидуальное своеобразие.

Умение наблюдать

Многие игроки, в первую очередь молодые, с большим или меньшим успехом подражают маститым мастерам или тренеру, который их обучает. Я был свидетелем того, как целый город в конечном итоге играл так, как играл тренер, работавший в городе восемь лет. Даже те, кто не брал у него уроков, подражали ему. Его считали хорошим преподавателем.

Если модель хороша - это прекрасно. Если она слишком индивидуальна, то это доставляет определенные трудности тому, кто подражает. Но в любом случае вы всегда извлечете пользу, наблюдая за действиями хорошего игрока.

Какой любитель тенниса не подавал или не пытался подавать так, как Лэйвер, не пытался выполнять удары над головой так, как это делал Смит, не имитировал удары справа в подражание Жоффре, а слева - Пруази? Любители по свежим впечатлениям от игры чемпионов способны повторить многое, что им запомнилось в игре именитых мастеров. Конечно, впоследствии воспоминания бледнеют, образ, созданный кумиром, теряется, и мы вновь возвращаемся к укоренившимся привычкам.



*Большой шлем - созвездие четырех крупнейших турниров: Уимблдона и открытых чемпионатов Австралии, США и Франции

Назад Вперёд
Содержание