Игра гостя, его техника, понимание природы и законов тенниса произвели большое
впечатление на Хангуляна. Он многому научился у
Коше, который был не только прекрасным спортсменом
но и мудрым педагогом. Вместе с Евгенией Александровной они поняли свою задачу
так: надо искать, работать не жалея сил, чтобы на советском теннисном
небосклоне зажглись свои звёзды. Уже в первые послевоенные годы
"школа Хангуляна" выдвинула в десятку лучших ракеток страны Б.Крупенникова,
И.Элердашвили, а в начале пятидесятых годов страна заговорила о Викторе
Ураевском.
"Это было блестящее, но, увы, незавершенное творение
Арама Герасимовича и Евгении Александровны", - сказал
об этом спортсмене один из ближайших соратников и
партнёров Хангуляна и Вермишевой Эдуард Эдуардович
Негребецкий. Что же скрывалось за этой формулировкой?
Молодой тбилисец был блестяще подготовлен своими
учителями в техническом и тактическом отношениях.
Он прекрасно играл и слева, и справа, смело, красиво
выходил к сетке, шутя справлялся с мячами любой силы.
В пятидесятом году на различных состязаниях он побеждает москвичей Б.Новикова,
М.Корчагина, ленинградца Л.Мищенко, киевлянина С.Фридлянда. В 1951, 1952,
1954 и 1955 годах включается во всесоюзную "десятку".
Специалисты видели в этом, безусловно незаурядном,
спортсмене мастера весьма перспективного, связывали с
ним самые радужные надежды. Но у восходящей звезды
не хватило характера.
- Его погубила избыточная жажда жизни и неумение
отказаться от её сомнительных радостей, - сказал через
несколько лет Арам Герасимович. И почти в то же время
сам Виктор, увидев на корте нового ученика Хангуляна,
четырнадцатилетнего Алика Метревели, сказал без зависти
и без тени сомнения: "Этот мальчик взлетит высоко!"
А мальчик учился у Хангуляна и Вермишевой искусству играть и искусству жить.
Супруги создали в школе обстановку, в которой ученики составляли одну семью,
где общими были и труд, и радости, и огорчения.
- Наши педагоги, - вспоминает Александр, - очень
строго подходили непосредственно к процессу тренировки.
Все было подчинено закону единой творческой дисциплины: нельзя было даже на
минуту опоздать, прийти небрежно одетым, работать вполсилы...
Но после занятий они становились для каждого из нас
любящими родителями. Часто вся школа собиралась у них
дома "на чашку чая". Чай готовила и торты пекла Евгения Александровна. А мы
читали стихи, спорили о прочитанных книгах, выбирали любимых литературных
героев. И, конечно, говорили а теннисе, о его проблемах.
Мне необыкновенно повезло, я попал в большую, креп-
кую семью, где всё держалось на фундаменте дружбы и
доброжелательства. Я был самым младшим среди всех и
тянулся, чтобы догнать лидеров. А ребята были сильные.
Со мной в группе занимались два брата Мдзинаришвили,
Грант Мусаелян, Леонид Мудзари, Сталик Лукашвили,
Володя Гоглидзе, сын известного шахматиста, Гиви Ахо-
ладзе. Это была большая и ровная группа, многие уже
тогда вплотную подобрались к званию мастера, а Грант
Мусаелян входил в основной состав сборной СССР, играл
на Кубок Галеа. Каждый был личностью, все тянулись
друг за другом. Школа на нас действовала, как магнит.
Каждую свободную минуту мы проводили в ней. Там было очень интересно и уютно.
Однажды Евгения Александровна организовала соревнования под названием
"верёвочка". Составляется список учеников, он вывешивается на видном месте, и
каждый может играть с вышестоящим. Кто выиграет - поднимается на номер выше, а
неудачник соответственно опускается. Это была своеобразная классификация.
"Верёвочка" очень нравилась нам всем, а главное - она зажигала жаждой побед, во
имя которых нужно было работать всё больше и больше...
Вот в какой обстановке вырастал будущий чемпион.
Учителя держали их в строгости: Хангулян, например,
категорически запрещал поднимать ракеткой мяч с земли.
Увидев "нарушителя", он говорил ему строго: "Какое право ты имеешь портить
инвентарь?!" И после такого вопроса уже никто не отваживался повторить что-либо
подобное.
Всё в школе было скромно: играли старыми тянутыми-перетянутыми ракетками и уже
побывавшими в обращении мячами. Только на второй год занятий в секции
тренер перед строем учеников вручил Алику новую ракетку, и этот день запомнился
ему на всю жизнь как праздник. А первую импортную ракетку Хангулян вручил
своему любимому ученику (привязанности к которому, впрочем,
никогда и ничем не выказывал) в день его пятнадцатилетия. И Алик буквально
молился на нее. Но сломал во
время одной из тренировочных встреч и вынужден был
играть другой, а во снах часто видел ту - разлетевшуюся
впрах.
|