Так, возможности молодого теннисиста к моменту завершения начальной подготовки оказываются безнадёжно упущенными: его соревновательным уделом становятся удары с задней линии с редким использованием других технических элементов.

Обучение технике широким фронтом, общая спортивно-техническая грамотность, умение эффективно пользоваться всем комплексом приёмов техники - главные методические установки, которые надо взять на вооружение семейному тренеру.

В последнее время в игровых видах спорта всё больше и больше используют метод, названный "параллельное изучение контрастов". Примерами таких "контрастов" в теннисе могут служить: удары сильные и мягкие, по восходящему и снижающемуся мячу, высокие, длинные и совсем низкие короткие крученые удары, удары с большими и короткими замахами.

УДАРЫ С ХИТРИНКОЙ

Специалисты провели оригинальную киносъёмку. Сначала ребята получили первое задание: во время обычной перекидки на площадке демонстрировать перед кинокамерой удары справа и слева по отскочившему мячу. Ребята старались изо всех сил, зная, что по материалам съёмки будут изготовлены кинограммы их ударов. Затем ребята получили более сложное задание: не только образцово выполнять удары, но и самым неожиданным, хитрым образом обводить своего товарища у сетки.

Что же в итоге выявилось при сравнении кинограмм? Не только движения оказались не схожими, но даже выражение лиц. При втором задании глаза ребят "загорелись", они стали искать, причём каждый по-своему, различные тактические ходы. Один, например, перед косым ударом специально располагал ноги, как для прямого удара вдоль боковой линии площадки, и поначалу ударное движение нацеливал в том же направлении, словно хотел сказать сеточнику: я обязательно применю именно этот удар. Однако уже через какое-то мгновение быстро изменял направление выноса ракетки и неожиданно посылал мяч косо к противоположной боковой линии. Другие ребята преподносили свои сюрпризы. Сначала подчеркнуто энергичными движениями они "убеждали" сеточника, что готовятся применить мощный обводящий удар. Однако в самый последний момент неожиданно замедляли ударное движение и отбивали мяч коварным мягким, очень коротким ударом, после которого мяч сразу "нырял" за сеткой. Словом, удары при втором задании явно приобрели оригинально-творческий характер, движения оказались подчинёнными тактическим задачам.

С помощью этого примера мы подошли к очень важной оценке техники теннисиста с позиций её зрительного восприятия соперником. Тут на помощь должен прийти семейный тренер. Играя со своим подопечным или наблюдая за ним со стороны, он должен оценивать его движения с учетом "хитринок".

Придать технике творческий характер, - прямо скажем, дело нелегкое. Для этого нужно развивать особые способности, которые нередко называют даже артистическими. Что и говорить, далеко не просто научиться преждевременно не выдавать свои замыслы, а тем более ещё и вводить соперника в заблуждение. Однако, чем раньше ученик семейной теннисной школы будет ориентирован на маскировку своих намерений, тем лучше.

"Хитринки" бывают разные. Одни можно назвать чисто тактическими. Они выражаются в неожиданных, оригинальных замыслах, выборе неожиданного тактического хода, конкретного удара, которых соперник меньше всего ожидает.

Другие "хитринки" относятся к тонким особенностям техники и являются исполнительской маскировкой тактики. Подчеркнуто энергичный выход на мяч у сетки, довольно широкий замах, характерные для сильного ответа, затем неожиданное замедление ударного движения с последующим использованием мягкого короткого косого удара - вот одна из наглядных иллюстраций исполнительской хитрости.

Что же конкретно надо научиться скрывать, каковы основные объекты маскировки? Вот они: тактическая направленность ударов, их вид, направление и сила.

Во время соревнования каждому приему техники придается определенная тактическая направленность. Так, во время игры с задней линии удары могут быть подготовительными для выхода к сетке, сильными завершающими, обводящими низкими или свечевыми. В определённые моменты игры по возможности и надо засекречивать подобного рода тактические особенности.

Второй объект маскировки - это вид удара, задумка применить удар плоский, крученый или резаный. Маскировка такой задумки часто приобретает весьма существенное значение. Хорошим примером в этом отношении может служить подача. Подающему нужно держать соперника в постоянном неведении относительно своих замыслов. Какая из подач последует: "пушечная" плоская, крученая или резаная? Это должно состав лять для соперника загадку.
Назад Вперёд

Содержание
Hosted by uCoz