Так, возможности молодого теннисиста к моменту завершения начальной подготовки
оказываются безнадёжно упущенными: его соревновательным уделом становятся удары
с задней линии с редким использованием других технических элементов.
Обучение технике широким фронтом, общая спортивно-техническая грамотность,
умение эффективно пользоваться всем комплексом приёмов техники - главные
методические установки, которые надо взять на вооружение семейному тренеру.
В последнее время в игровых видах спорта всё больше и больше используют метод,
названный "параллельное изучение контрастов". Примерами таких "контрастов"
в теннисе могут служить: удары сильные и мягкие, по восходящему и снижающемуся
мячу, высокие, длинные и совсем низкие короткие крученые удары, удары с
большими и короткими замахами.
УДАРЫ С ХИТРИНКОЙ
Специалисты провели оригинальную киносъёмку. Сначала ребята получили первое
задание: во время обычной перекидки на площадке демонстрировать перед
кинокамерой удары справа и слева по отскочившему мячу. Ребята старались изо
всех сил, зная, что по материалам съёмки будут изготовлены кинограммы их
ударов. Затем ребята получили более сложное задание: не только образцово
выполнять удары, но и самым неожиданным, хитрым образом обводить своего
товарища у сетки.
Что же в итоге выявилось при сравнении кинограмм? Не только движения оказались
не схожими, но даже выражение лиц. При втором задании глаза ребят "загорелись",
они стали искать, причём каждый по-своему, различные тактические ходы. Один,
например, перед косым ударом специально располагал ноги, как для прямого удара
вдоль боковой линии площадки, и поначалу ударное движение нацеливал в том же
направлении, словно хотел сказать сеточнику: я обязательно применю именно этот
удар. Однако уже через какое-то мгновение быстро изменял направление выноса
ракетки и неожиданно посылал мяч косо к противоположной боковой линии. Другие
ребята преподносили свои сюрпризы. Сначала подчеркнуто энергичными движениями
они "убеждали" сеточника, что готовятся применить мощный обводящий удар. Однако
в самый последний момент неожиданно замедляли ударное движение и отбивали мяч
коварным мягким, очень коротким ударом, после которого мяч сразу "нырял" за
сеткой. Словом, удары при втором задании явно приобрели оригинально-творческий
характер, движения оказались подчинёнными тактическим задачам.
С помощью этого примера мы подошли к очень важной оценке техники теннисиста с
позиций её зрительного восприятия соперником. Тут на помощь должен прийти
семейный тренер. Играя со своим подопечным или наблюдая за ним со стороны, он
должен оценивать его движения с учетом "хитринок".
Придать технике творческий характер, - прямо скажем, дело нелегкое. Для этого
нужно развивать особые способности, которые нередко называют даже
артистическими. Что и говорить, далеко не просто научиться преждевременно не
выдавать свои замыслы, а тем более ещё и вводить соперника в заблуждение.
Однако, чем раньше ученик семейной теннисной школы будет ориентирован на
маскировку своих намерений, тем лучше.
"Хитринки" бывают разные. Одни можно назвать чисто тактическими. Они выражаются
в неожиданных, оригинальных замыслах, выборе неожиданного тактического хода,
конкретного удара, которых соперник меньше всего ожидает.
Другие "хитринки" относятся к тонким особенностям техники и являются
исполнительской маскировкой тактики. Подчеркнуто энергичный выход на мяч у
сетки, довольно широкий замах, характерные для сильного ответа, затем
неожиданное замедление ударного движения с последующим использованием мягкого
короткого косого удара - вот одна из наглядных иллюстраций исполнительской
хитрости.
Что же конкретно надо научиться скрывать, каковы основные объекты маскировки?
Вот они: тактическая направленность ударов, их вид, направление и сила.
Во время соревнования каждому приему техники придается определенная тактическая
направленность. Так, во время игры с задней линии удары могут быть подготовительными
для выхода к сетке, сильными завершающими, обводящими низкими или свечевыми. В
определённые моменты игры по возможности и надо засекречивать подобного рода
тактические особенности.
Второй объект маскировки - это вид удара, задумка применить удар плоский,
крученый или резаный. Маскировка такой задумки часто приобретает весьма
существенное значение. Хорошим примером в этом отношении может служить подача.
Подающему нужно держать соперника в постоянном неведении относительно своих
замыслов. Какая из подач последует: "пушечная" плоская, крученая или резаная?
Это должно состав лять для соперника загадку.

|