Семейный тренер не всегда может собрать ребячью компанию для игры. Широко
используйте игровые упражнения, где второй участник - сам тренер. Вот примеры
таких упражнений. Тренер располагается в воротах (промежутке между двумя
маленькими стоячками, чурбачками или колышками) и выполняет роль вратаря. Его
воспитанник старается забить мяч в ворота ударом ноги, с помощью броска рукой
или удара детской клюшкой. Через некоторое время наставник и его подопечный
меняются местами. Подобного рода упражнения целесообразно периодически усложнять.
Например, перед воротами расставить несколько предметов, условно обозначающих
игровых соперников, и "брать" ворота только после их обводки.
Мы уже отмечали, что современный теннис называют игрой снайперской. Качество
меткости для теннисиста иначе, как "золотым", не назовёшь. Оно характеризуется
числом попаданий в заранее намеченное место площадки. Примечательны в этом
отношении следующие исследовательские данные.
Оказывается, 3-4-миллиметровые отклонения в направлении движения ракетки в
момент непосредственного удара и погрешности в 2-3 градуса наклона струнной
поверхности ракетки уже могут вызвать ошибку.
Школа мяча как раз и призвана дать первые результаты в воспитании меткости.
Дело пойдёт гораздо быстрее, если в дополнение к мини-играм широко использовать
специальные упражнения для развития меткости и систематически регистрировать
результаты их выполнения. Сделайте из картона, фанеры, листового пластика или
линолеума круговую или квадратную мишень с обозначением трёх зон - центральной,
средней и наружной - и повесьте её на стенку. За попадание в центральную зону
мишени даётся оценка "отлично", в промежуточную зону - "хорошо>" в наружную
зону - "удовлетворительно". Пусть ваш воспитанник регулярно бросает в мишень
поролоновый или обычный мячик, имитируя при этом движения при обычном для
теннисиста ударе над головой. А вы ведите строгий учёт попаданий на каждой
тренировке. Я уверен, вы уже вскоре убедитесь, что число верных попаданий
заметно возрастёт.
ДВИГАЙТЕСЬ ШИРОКИМ ФРОНТОМ!
Обучение в любой области имеет ступенчатый характер - от простого к сложному.
Однако здесь требуется одно очень важное уточнение. Многое зависит от того,
насколько широка каждая ступенька и как долго на каждой из них занимающиеся
будут задерживаться. Именно этим определяется, какой в итоге сформируется у
юного теннисиста арсенал приёмов техники: широкий, вариативный или, наоборот,
очень узкий, однообразный. Беда, что нередко процесс освоения техники часто
напоминает замедленный подъём по очень узким ступенькам с неоправданно
продолжительной задержкой на каждой из них. Практически это выглядит так.
Сначала дети долгое время упорно, систематически практикуются только в
выполнении ударов по отскочившему мячу справа и слева. При этом подача, удары с
лета, удары над головой выступают в обидной роли "пасынков":
их или полностью игнорируют, или им уделяют ничтожно мало внимания. Но вот
наконец наступает долгожданный момент, когда предпринимаются попытки освоить и
другие приёмы техники. Однако тут-то и начинаются закономерные трудности. К
примеру, никак не получаются удары с лёта, так как у ребёнка уже прочно
закреплены хватки ракетки, пригодные лишь для ударов по отскочившему мячу, уже
сложилась привычка к большим замахам и подкручиванию мяча, тогда как для
большинства ударов у сетки необходим очень короткий замах и умение подрезать
мяч. Помимо этого игра у сетки требует от молодого спортсмена быстрой реакции,
которой у него пока нет, так как привычный обмен ударами с задней линии её
попросту не требовал, а значит, и не способствовал её выработке. Поскольку
подаче уделялось мало внимания, то и отношение к ней у ребят складывается
довольно пассивное. Однако благие намерения все ещё наличествуют: главное,
чтобы ребята научились подачей вводить мяч в игру, а когда они подрастут,
физически возмужают, глядишь, и удастся усилить удар.
Курс на ограниченный запас ударов снижает возможности воспитания физических
качеств, особенно скоростно-силовых. Ко всем этим тормозам прибавляется обычно
и "тактическая болезнь".

|