Через день игрались полуфиналы. На этот раз поглядеть на выступление Николая приехали родители и старший брат Юрий, с которым было сыграно столько домашних поединков на уже упомянутых, расположенных среди соснового бора кортов в Загорянке. К сожалению, теперь их уже нет. Они безжалостно разрушены, на их месте построен дом, и осталось от былого великолепия только ласкающее слух, романтичное название - Теннисная улица.

На этот раз соперником Коли был опытный, хорошо физически подготовленный Михаил Ходосовский, впоследствии известный тренер по теннису. Борьба была упорной, особенно в первом сете, но Озеров захватил инициативу и снова торжествовал победу - 7:5, 6:3. В финале он встретился с Семёном Белиц-Гейманом. Белиц-Гейман считался "старожилом" стадиона Юных пионеров, он был выше ростом и обладал не по-детски мощной подачей, на которую возлагал большую надежду. Он не скрывал этого и говорил вслух так, чтобы услыхал соперник:

- Если пойдёт подача, от него ничего не останется.

Подача у него и в самом деле "пошла", но не одной подачей живёт эта прекрасная игра. Озеров явно был быстрее, подвижнее, разнообразнее соперника. Ему доставляло удовольствие атаковать, играть у сетки. И постепенно симпатии публики перешли на его сторону. Все присутствовавшие на матче горячо аплодировали после каждой удачи полюбившегося им мальчугана, а когда матч завершился (со счетом 6:3, 6:3), устроили победителю восторженную овацию. Через несколько дней газета "Красный спорт" назвала в своем отчёте Колю Озерова надеждой советского тенниса.

Итак, высокое звание чемпиона столицы среди мальчиков Коля впервые завоевал в 1935 году. В последний раз он был чемпионом в 1962 году в паре с Сергеем Андреевым против молодых Потанина и Егорова. Тогда Николаю Николаевичу исполнился сорок один год.

Между этими двумя датами лежит большая жизнь большого спортсмена. Автор этих строк принадлежит к поколению, которому довелось видеть этого виртуоза мяча и ракетки в расцвете его физических и творческих сил. Его поединки с Борисом Новиковым, Эдуардом Негребецким, Семёном Белиц-Гейманом, Сергеем Андреевым и другими ведущими мастерами всегда были очаровательными праздниками красоты, отваги, демонстрацией торжества виртуозности и мудрости, гимном спортивному азарту.

Я не знаю другого теннисиста той поры, который пользовался бы такой единодушной и восторженной любовью. Озеров заслужил её, прежде всего, манерой ведения поединков - лёгкой, изящной, разнообразной, остроумной, смелой. Он вошел в историю отечественного тенниса как новатор, глашатай молниеносного темпа, постоянной приверженности к атаке. С его приходом время на корте как бы ускорило свои шаги. То, что в игре таких выдающихся мастеров предшествующего поколения, как, например, Эдуард Негребецкий, обозначалось периодически, от случая к случаю, получило в почерке Николая Озерова своё полное завершение, сформировалось в стиль, в школу, которая вывела наш теннис на арену современности, приравняла к лучшим мировым образцам.

- Мне кажется, - сказал мне как-то Борис Ильич Новиков, - что если бы в ту пору мы имели бы достаточно широкий выход на международную арену, то Озеров легко мог бы достичь мирового класса. Николай и в юные годы был несколько грузноват, производил при первом знакомстве впечатление этакого откровенного увальня, и это многих вводило в опасный обман. Ибо на самом деле Коля был быстрым, я бы даже сказал - реактивным. Его подвижности на корте можно было позавидовать, а о реакции не стоит и говорить. У него было какое-то невероятное чувство мяча. Он как бы заранее предугадывал место, куда пошлёт мяч соперник, и, конечно, своевременно оказывался там. Подобная интуиция не раз выводила из равновесия его соперников.

Безусловно, одарён Озеров был от природы. Но совершенно очевидно, что стать выдающимся мастером ему помогло время. В 1935 году он попадает в школу Анри Коше и в течение нескольких месяцев занимается в детской группе. Вот как сам Николай Николаевич рассказывает об этом.

- У этого знаменитого мастера я многое почерпнул. Именно на занятиях Коше я понял, что в теннис играют не только руками, что это интересная, острая творческая борьба. Как в шахматной партии, здесь необходимо переиграть соперника глубиной и точностью мысли, перехитрить его, обмануть, заставить вести борьбу в максимально невыгодных условиях. И ещё: именно Коше с предельной ясностью дал мне понять, что спортсмен пуще всего должен оберегать свою индивидуальность, ни под кого не подлаживаться, никого не копировать, а идти в спорте своим путём.

Каким же был путь Николая Озерова?

После победы в первенстве столицы Колю принимают Детскую теннисную секцию московского "Локомотива".
Назад Вперёд

Содержание
Hosted by uCoz