У принимающего подачу есть три решения:
а) если у него точные удары, он целится в ноги выходящему к сетке после подачи
противника;
б) если у него сильные удары, он их использует с целью поставить противника в
трудное положение благодаря скорости полета мяча;
в) если он играет, прибегая к хитростям, то старается время от времени послать
"свечу" или нанести обводящий удар по коридору, чтобы создать трудности для
партнера подающего.
Подающий должен в 90% случаев выходить после подачи к сетке. Принимающий подачу
должен это делать каждый раз, когда, двигаясь вперед, он может атаковать.
Однако процентное соотношение выходов к сетке после
приема подачи зависит от качества подачи противника.
Наконец, принимающий подачу должен без колебаний
наносить атакующий удар справа по медленному и короткому мячу подающего. Такой
прием подачи всегда очень эффективен, так как мячу можно придать любое
направление и послать его с большей силой.
Коллективные тренировки
Коллективные тренировки уже получили во Франции
право на существование. В сравнении с занятиями с узкой
группой новичков коллективные тренировки имеют ряд
положительных и отрицательных особенностей. Они, безусловно, ведут к
соревнованиям между игроками внутри группы: каждый с большой точностью
определяет величину успехов других игроков и старается таким образом или их
обогнать или же сравняться с ними.
Коллективное обучение имеет также то преимущество,
что знакомит между собой людей, которые в будущем
станут партнерами.
Нужно, однако, отдавать себе отчет в том, что
коллективное обучение имеет ряд недостатков. Ведь на
площадке находится больше двух игроков, что создает
принципиально иную игровую ситуацию по сравнению с
одиночной игрой. Точно так же меняются ситуации и
понимание тактики парной игры, когда на корте больше
четырех игроков. Кроме того, когда на площадке находится
несколько человек, то в значительной степени уменьшается
объем передвижений по корту для работы с мячом и смены.
Если вам когда-либо придется организовывать коллективные занятия, разделите
площадку в длину на две равные части, если вас четверо, или на три, если вас
шесть человек, и
постарайтесь наладить перекидку параллельно линиям коридора (рис. 57, а, 6).
Рис 57 Схема а - корт, разделенный
в длину на 2 равные части (4 игрока),
схема б - корт, разделенный в длину на три равные части (6 игроков)
Примеры занятий, создающих реальную игровую
обстановку, когда на площадке несколько человек.
На площадке 3 игрока. А и Б заканчивают перекидку, используя все находящиеся у
них в руках мячи. Разыграв последний мяч, Б уступает место В и т. д. (рис. 58).
На площадке 4 игрока. А и Б используют все
находящиеся у них мячи и уступают место В и.Г, которые в
перекидке используют также все мячи и т. д. Во время
тренировки одной пары вторая собирает мячи (рис. 59).
Общее правило: коллективные занятия особенно благоприятствуют работе над
техникой, так как вынуждают игрока посылать относительно несильно мячи в
ограниченную зону; элементы тактики отрабатываются с помощью персональных
заданий, получаемых каждым игроком по очереди.
Теряются ли навыки игры в теннис,
когда прекращаешь играть?
Ни в коем случае. Когда я работал в клубе, многие задавали мне примерно такой
вопрос: "Будучи молодым, я играл в теннис. Из-за работы я бросил его. Могу ли
я снова играть ?"
Их беспокоило, как, при каких условиях они могли бы вновь начать тренировки,
которые, как им казалось, пришлось бы начинать с нуля.
В теннисе, как и в горных лыжах. Если в течение года ни
разу не катался, будь осторожен! Замечено, однако, что
достаточно пройти виражи на малой скорости, как навыки
и чувство уверенности в себе начинают возвращаться.
Если научился играть в теннис, то можно считать, что это навсегда.
Ученик не в состоянии легко это почувствовать, но тренер может об этом судить
квалифицированно. Совершенно очевидно, что для восстановления эффективности
ударов и физической формы потребуются многие часы тренировок. Ибо если даже вы
и способны посылать и возвращать мячи из легких положений, то обязательно
споткнетесь на трудных мячах.
|