Впрочем, все это не так важно, если в конце концов начинаешь играть лучше, чем раньше.

Когда тренер ставит задачу перед учеником, последний должен знать, что по истечении восьми или пятнадцати дней он не удивит окружающих достигнутыми успехами. Могут пройти долгие месяцы, прежде чем наметится прогресс. Тренер раньше своего подопечного заметит улучшение качества ударов, общего рисунка движений. В то же время ученик может долгое время не улавливать сдвига. Ибо все, что он делает, для него является слишком новым и создает впечатление неудачи. Ему кажется, что он неуклюжий, неловкий. В таком случае очень важно в оценке результатов полагаться на тренера и окружающих.

ТЕННИСИСТЫ, ИГРАЮЩИЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ

Еще совсем недавно теннисистов, играющих левой рукой, было не так много. Они ставили трудные задачи своим противникам, играющим правой ... и левой.

В настоящее время в связи с тем что детям чаще всего разрешают писать, есть, играть той рукой, которой им более удобно, левши появляются повсеместно. Не могу удержаться, чтобы не рассказать одну историю, участником которой я, совсем еще молодой тренер, был в ту пору.

Однажды во время турнира один из моих влюбленных в теннис знакомых сказал мне, что у него есть дочь, так же увлеченная теннисом, как и он. Но она в отчаянии, так как за двенадцать месяцев добровольных и упорных занятий теннисом ей ни разу не удавалось дотронуться до мяча иначе, чем ободом ракетки. Побуждаемый любопытством и интересом, я предложил другу заставить ее поиграть после моего матча. Так он и сделал. Я занялся двенадцатилетней девочкой и через полчаса, раздосадованный неудачей, готовился объявить отцу, чтобы он запасся терпением.

В этот момент девочка поднимала мячи в одном из углов корта. Она собирала их, держа ракетку левой рукой и прижимая их каждый раз к ноге, чтобы поднять их в сторону правой руки. И тут меня осенило!

Я пообещал отцу девочки, что сейчас его дочь преподнесет сюрприз. Она оставила ракетку в левой руке и немедленно, без каких-либо советов, трижды подряд возвратила мне мяч ...Открытия педагогов иногда носят неожиданный характер, и об этом стоит задуматься всем тренерам.

На сегодняшний день* среди пяти лучших игроков мира фигурируют два левши: Джимми Коннорс и Гилермо Вилас. Имеется также двое среди пяти первых французов: Патрик Домингез и Жан-Франсуа Кожоль, двое среди первых англичан: Роже Тейлор и Макс Кокс.

Любопытно, что подобное процентное соотношение в мировом женском теннисе значительно ниже.

Ещё в недавнем прошлом игроки избегали встреч с теннисистами-левшами, особенно с теми, кто хорошо подает. В наши дни эта боязнь постепенно исчезает, особенно среди мастеров высокого класса, так как встречи между ними становятся все чаще. Однако и сейчас остается значительное число теннисистов, играющих скованно в матчах с левшой. В чем же здесь причина? Попробую разъяснить.

Число играющих правой рукой значительно больше, чем играющих левой. Тактические и технические концепции игроков в основном ориентированы и приспособлены к решению задач, которые ставятся большинством.

Таким образом, играющий правой рукой во встрече с левшой должен видоизменять приобретенные навыки, но усвоенные в процессе тренировок и соревнований механизмы не так просто в одну минуту изменить.

В главе о тактике я говорил, что при выходе к сетке в 80% случаев лучше атаковать под левую руку противника, чем под правую. Это главное общее правило.

Рис. 54. Схема a - атака ударом слева A и справа Б на позицию левши; cхема б - атака ударом слева A и справа Б на позицию правши.

Левша заставляет вас атаковать косым ударом справа и прямым слева. Примеры: (рис. 54, а, б).

Такое простейшее решение требует:

а) занятия другой позиции или другого направления удара или того и другого вместе;

б) особого видения углов площадки, которые открываются при атаке и должны быть закрыты, чтобы избежать обводящего удара;

в) перестроения зон передвижения для занятия новой позиции.


Книга Жан-Поль Лота вышла во Франции в 1975 г.
Назад Вперёд
Содержание