При одних особенностях выполнения оно окажет положительное влияние на специализированные действия, при других, наоборот, только затруднит решение задачи физической подготовки и совершенствования техники. Поэтому и существует такое понятие, как "теннисная школа движений". Добиться чудесного сплава техники и физических качеств, прямо скажем, одна из сложнейших задач. Призадумайтесь, к примеру, над такими, казалось бы, странными на первый взгляд фактами.

Перед вами юноша-крепыш с развитой мускулатурой. Можно подумать, что сильные удары для него - родная стихия. Но вот он начал играть, и вы сразу недоумеваете: куда, спрашивается, девалась его богатырская сила? Впечатление такое, будто он вкладывает в удар всю свою мощь, однако мяч отлетает от его ракетки еле-еле. Причина простая: мышечная напряженность, словно тяжелый груз, сковывает ударные движения.

А вот вам другой пример. Вообразим, что мы на тренировке, где ребята занимаются легкоатлетическими прыжками в высоту и длину. Наше внимание привлёк стройный юноша с лучшими результатами. Скорее всего, и в игре он - воплощение атлетизма. Но увы! Нас ждет горькое разочарование, как только мы понаблюдаем за ним на теннисной площадке. Вот он атакует у сетки, но соперник неожиданно пустил в ход обводящую свечу. Теперь может помочь только быстрый старт в направлении задней линии и особый, чисто теннисный, стремительный прыжок вверх-назад за трудным мячом. Но что это? Вместо прыжка наш теннисист безуспешно пытается дотянуться до мяча, продолжая пятиться назад. Спрашивается: куда же девалась его завидная прыгучесть, так хорошо продемонстрированная в легкоатлетических упражнениях? Она, к сожалению, так и осталась "мёртвым капиталом" применительно к удару над головой в сложных игровых условиях, не получила реального воплощения в спортивной технике.

Причины такого разрыва между техникой и физической подготовкой, скорее всего, могут быть обусловлены следующими недостатками тренировки. В первую очередь, видимо, не были систематически использованы игровые упражнения с быстрыми передвижениями боком или спиной назад, завершающиеся ударами над головой с прыжком вверх-назад в предельно вытянутом вверх положении. А может быть, к этому недостатку добавился и другой: при прыжках в высоту теннисист привык толкаться только левой ногой, а рациональная техника удара над головой требует, чтобы толчковой становилась правая нога, дальняя от сетки в момент прыжка...

В заключение раздела уточним направленность каждой группы упражнений. В игровую группу входят: соревновательные игры, тренировочные игры со счётом и специальными заданиями, различные комбинации ударов и отдельные удары. Специально подготовительные упражнения носят внеигровой характер и нацелены на развитие физических качеств применительно к игровьм действиям, спортивной технике. Примером таких упражнений могут служить метания набивного мяча при движениях, имитирующих обычную подачу.

Группу общеподготовительных упражнений составляют: спортивно-вспомогательная гимнастика, занятия другими видами спорта (прежде всего баскетболом, волейболом, хоккеем, футболом, ручным мячом, лёгкой атлетикой, акробатикой, лыжами, плаванием) и заимствованные из них отдельные элементы. Упражнения этой группы вносят весомый вклад в гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и одновременно помогают решать задачи специальной подготовки.

Значение игровых и подготовительных средств для развития различных качеств далеко не одинаково. Например, воспитание быстроты двигательной реакции осуществляется главным образом с помощью игровых упражнений, тогда как воспитание гибкости - за счет подготовительных. Различные игровые действия, приёмы техники существенно отличаются друг от друга мерой "атлетического вклада". Наивысшим "атлетическим вкладом" отличаются: быстрые передвижения по площадке - одиночные и челночного характера, особенно с ударами в далёких "шпагатных выпадах", бросках и прыжках; удары у сетки с "вратарскими" бросками и прыжками в стороны и вверх-назад; мощные удары.

ШКОЛА ДВИЖЕНИЙ

Вообразим себя зрителями соревновании, где сражаются мастера ракетки. Вот один из них спокойной, лёгкой походкой направился к задней линии и на мгновение замер в исходной позе подающего. Затем он слегка покачал расслабленной рукой и перенёс вес тела с одной "мягкой" ноги на другую. Спрашивается: зачем все эти приготовления? Ведь спортсмен готовится выполнить мощнейшую подачу. Казалось бы, самое подходящее в этот момент для него - налить силой сввои мускулы. Повременим с ответом и посмотрим, какие движения последуют дальше.
Назад Вперёд

Содержание
Hosted by uCoz