При одних особенностях выполнения оно окажет положительное влияние на
специализированные действия, при других, наоборот, только затруднит решение
задачи физической подготовки и совершенствования техники. Поэтому и существует
такое понятие, как "теннисная школа движений".
Добиться чудесного сплава техники и физических качеств, прямо скажем, одна из
сложнейших задач. Призадумайтесь, к примеру, над такими, казалось бы, странными
на первый взгляд фактами.
Перед вами юноша-крепыш с развитой мускулатурой. Можно подумать, что сильные
удары для него - родная стихия. Но вот он начал играть, и вы сразу недоумеваете:
куда, спрашивается, девалась его богатырская сила? Впечатление такое, будто он
вкладывает в удар всю свою мощь, однако мяч отлетает от его ракетки еле-еле.
Причина простая: мышечная напряженность, словно тяжелый груз, сковывает ударные
движения.
А вот вам другой пример. Вообразим, что мы на тренировке, где ребята занимаются
легкоатлетическими прыжками в высоту и длину. Наше внимание привлёк стройный
юноша с лучшими результатами. Скорее всего, и в игре он - воплощение атлетизма.
Но увы! Нас ждет горькое разочарование, как только мы понаблюдаем за ним на
теннисной площадке. Вот он атакует у сетки, но соперник неожиданно пустил в ход
обводящую свечу. Теперь может помочь только быстрый старт в направлении задней
линии и особый, чисто теннисный, стремительный прыжок вверх-назад за трудным
мячом. Но что это? Вместо прыжка наш теннисист безуспешно пытается дотянуться
до мяча, продолжая пятиться назад. Спрашивается: куда же девалась его завидная
прыгучесть, так хорошо продемонстрированная в легкоатлетических упражнениях?
Она, к сожалению, так и осталась "мёртвым капиталом" применительно к удару над
головой в сложных игровых условиях, не получила реального воплощения
в спортивной технике.
Причины такого разрыва между техникой и физической подготовкой, скорее всего,
могут быть обусловлены следующими недостатками тренировки. В первую очередь,
видимо, не были систематически использованы игровые упражнения с быстрыми
передвижениями боком или спиной назад, завершающиеся ударами над головой с
прыжком вверх-назад в предельно вытянутом вверх положении. А может быть, к
этому недостатку добавился и другой: при прыжках в высоту теннисист привык
толкаться только левой ногой, а рациональная техника удара над головой требует,
чтобы толчковой становилась правая нога, дальняя от сетки в момент прыжка...
В заключение раздела уточним направленность каждой группы упражнений. В игровую
группу входят: соревновательные игры, тренировочные игры со счётом и специальными
заданиями, различные комбинации ударов и отдельные удары. Специально
подготовительные упражнения носят внеигровой характер и нацелены на развитие
физических качеств применительно к игровьм действиям, спортивной технике.
Примером таких упражнений могут служить метания набивного мяча при движениях,
имитирующих обычную подачу.
Группу общеподготовительных упражнений составляют: спортивно-вспомогательная
гимнастика, занятия другими видами спорта (прежде всего баскетболом, волейболом,
хоккеем, футболом, ручным мячом, лёгкой атлетикой, акробатикой, лыжами,
плаванием) и заимствованные из них отдельные элементы. Упражнения этой группы
вносят весомый вклад в гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую
подготовку и одновременно помогают решать задачи специальной подготовки.
Значение игровых и подготовительных средств для развития различных качеств
далеко не одинаково. Например, воспитание быстроты двигательной реакции
осуществляется главным образом с помощью игровых упражнений, тогда как
воспитание гибкости - за счет подготовительных. Различные игровые действия,
приёмы техники существенно отличаются друг от друга мерой "атлетического вклада".
Наивысшим "атлетическим вкладом" отличаются: быстрые передвижения по площадке -
одиночные и челночного характера, особенно с ударами в далёких "шпагатных
выпадах", бросках и прыжках; удары у сетки с "вратарскими" бросками и прыжками
в стороны и вверх-назад; мощные удары.
ШКОЛА ДВИЖЕНИЙ
Вообразим себя зрителями соревновании, где сражаются мастера ракетки. Вот один
из них спокойной, лёгкой походкой направился к задней линии и на мгновение
замер в исходной позе подающего. Затем он слегка покачал расслабленной рукой и
перенёс вес тела с одной "мягкой" ноги на другую. Спрашивается: зачем все эти
приготовления? Ведь спортсмен готовится выполнить мощнейшую подачу. Казалось бы,
самое подходящее в этот момент для него - налить силой сввои мускулы.
Повременим с ответом и посмотрим, какие движения последуют дальше.
|