В руках у первого советского победителя юношеского Уимблдона - Томаса Лейуса небольшой кубок. Каким дорогим был этот приз для нашего спорта в 1959 году, когда советские теннисисты делали только первые шаги на международной арене! Радость победы разделяет и тренер победителя - Э. Крее, воспитавший многих ведущих игроков. Когда я стал взрослым, то понял, что эта похвала была специально задумана тренером и составляла одно из важных средств укрепления уверенности в себе. В дальнейшем я узнал и о других секретах моего наставника. Оказалось, что он заключил союз с моим классным руководителем. Я учился всегда хорошо, но никакой инициативы в классе не проявлял. Когда учитель задавал классу вопросы, я, как правило, не поднимал руку, чтобы на них ответить, хотя и был к ним подготовлен. Меня не выбирали ни старостой кружка, ни в ученический комитет, ни на другие "руководящие" должности в классе, так как все знали особенности моего характера. И вдруг все переменилось...

Классный руководитель вдруг вызвал отвечать меня первым и, когда я кончил, укоризненно заметил: "Что же это ты не поднимаешь руку, если так хорошо подготовился!" И на других уроках я начал чаще прежнего оказываться у доски, причём (что особенно важно) все больше по собственной инициативе. Мне поручили помочь пионервожатому в подготовке спортивного праздника. А преподаватель истории попросил сделать доклад об одном из исторических героев, олицетворяющем мужество, смелость, решительность. Медленно, но верно тайный план тренера начал давать свои плоды...

Не буду рассказывать подробно, как дальше шло возмужание юного спортсмена. Замечу только: это был тот самый Томас Лейус, кто стал первым советским лидером среди юношей в играх на травяных кортах - победителем знаменитого Уимблдона.

Словом, можно сказать так: это быль, а в ней намёк - добрым молодцам урок! Урок того, как при определённых условиях вполне реальна возможность чудесных превращений характеров юных спортсменов, изменения особенностей игры.

А имеет ли соревновательная деятельность свой чётко выраженный стиль, в котором наиболее полно и стабильно проявляется индивидуальность стратегии, тактики и техники?

Безусловно! Один ведет игру творчески, с оригинальными задумками, действует смело, решительно, старается овладеть инициативой, уверенно использует разнообразные активные действия: решительно нападает и контратакует, упорно и стойко обороняется; его приёмы техники - живое воплощение не только искусства движений, но и быстроты, силы, ловкости. Разумный риск для такого спортсмена - дело само собой разумеющееся. Другой не прочь добровольно отдать инициативу сопернику, полагаясь лишь на контратаки в расчёте, что соперник станет ошибаться и откроется возможность сыграть на его "слабых струнах". А есть и такие, кто довольствуется совсем малым. Явно активного они ничего не предпринимают, действуют однообразно, с неприкрытым расчетом на ошибки соперника. Они словно плывут по воле волн, пытаясь ввести игру в спокойную колею.

В этих трёх примерах - три различных игровых характера.

Что же лучше, какой игровой характер следует воспитывать и какой игре отдавать предпочтение?

Здесь сомнений быть не должно! Лучший игровой характер - это тот, который позволяет наиболее полно, ярко воплотить в игре лучшие человеческие достоинства: творческий потенциал, сильную волю, физическое совершенство, высокое искусство движений.

Назовём такой игровой характер передовым и одновременно победоносным. Ведь люди с таким характером обычно достигают лучших результатов не только в соревновании, но и в решении главной задачи - достижении всестороннего, гармоничного духовного и физического развития.
Назад Вперёд

Содержание
Hosted by uCoz