- Весной шестьдесят восьмого, - вспоминает Ольга, - я оказалась в Египте вместе
с Анной Дмитриевой. Игр было мало, и мы с ней решили потренироваться
по австралийской системе. Эту систему открыла Аня, она
познакомила меня с ней, и мы принялись за дело.
Что же это за тренировки?! Чтобы подготовить себя как следует к напряжённым
играм (а в современном теннисе даже женская игра может длиться несколько часов),
австралийские теннисисты, их тренеры применяют так называемую игру без
остановок. В чем её суть? На корт доставляется несколько десятков мячей, не
меньше. Один из соперников, например, встаёт у сетки и тренирует удары
с лёта, меняя направление полёта и длину мяча, другой тренирует в это время
только заднюю линию, стремясь достать любой мяч и во что бы то ни стало обвести
партнёра или низом, или свечой. Затем спортсмены меняются местами... И снова
обязанность каждого брать все без исключения удары с лёта или с первого отскока,
в предельном темпе... Сначала после десяти минут такой работы мы буквально
валились с ног, но потом постепенно втягивались, время "дуэлей" удлинялось, и
вскоре мы обе почувствовали себя в отличной форме...
Это лишь один эпизод из её биографии, а их можно
набрать тысячи. Своей природной одарённости Морозова
не доверяла, она постоянно заряжала её самоотверженностью, полной самоотдачей,
напряжённой работой.
- Меня тренировки утомляли, но утомляли, если
можно так выразиться, положительно, - говорит она. -
Если на тренировку не являлся мой партнёр или в моей
тренировке не хватало какого-то нужного компонента,
меня это просто бесило. Не представляла себе, как это
можно прийти, посидеть в раздевалке, поболтать о том о
сём или поиграть вполсилы и спокойно уехать домой.
Спортсменов, которые допускали такое, я отказывалась
понимать и переставала уважать...
Это всё было проявлением её спортивного характера.
Характера человека, который всегда ставит перед собой
максимальную цель. Есть спортсмены, которым достаточно
того, что они едут за рубеж в составе советской сборной
команды, участвуют в престижных состязаниях, могут
бросить в кругу друзей: "Когда я играл (или играла) в Уимблдоне..."
Для Ольги Морозовой такая позиция была органически неприемлема. На турнир
любого ранга с участием даже самых знаменитых, самых прославленных спортсменок
она ехала только с одним желанием - побеждать.
И если уступала, то только потому, что соперник оказывался сильней. Вот почему
ни одной советской теннисистке ни до неё ни после не удалось добиться таких
взлётов, какие были у Ольги и которые навсегда остались в
золотом фонде нашего спорта.
Возвращаюсь в семьдесят четвёртый год, который так
счастливо начался для Ольги в Филадельфии. Потом она
вышла в финал открытого первенства Франции, Италии,
Исборна, побеждая многих выдающихся теннисисток
своего времени. И во всех финалах выше названных
турниров ей противостояла Кристина Эверт, только что
выигравшая открытое первенство США. В Париже Оля
проиграла ей в двух сетах, в Италии - в трех, в Исбор-
не - снова в трех. Иными словами, в каждом состязании
шла упорнейшая, непримиримая, полная драматизма и
редкой красоты борьба. Между прочим, во всех этих
турнирах Морозова - Эверт играли пару и побеждали
триумфально. А потом их уже разъединяла сетка, и они
стояли по разные стороны от неё.
Эверт - "спортсменка без нервов", как называла её
пресса. Она всегда была готова к любому удару соперницы,
словно заранее читая её мысли. Игра Морозовой, как
правило, базировалась на мощнейших ударах с лёта. Они
были её "коньком", её грозным оружием. Крис же предпочитала игру с задней линии.
Её удары, нанесённые из глубины корта, отличались высочайшей точностью, а
обводка была выше всяких похвал. Морозовой же каждый раз она предлагала ещё и
"свечи", да так часто, что, подстраховывая себя от них, москвичка чуть-чуть не
доходила до нужной позиции, откуда было удобно сыграть с лёта.
Они вели тончайшую тактическую и психологическую игру.
И после каждого матча Эверт откровенно заявляла журналистам, что победа
досталась ей с превеликим трудом.
"Морозова - великая теннисистка", - это признание
Крис вынесла в заголовок парижская "Экип".
Потом начался Уимблдон. Условия состязаний выдались на этот раз особенно
трудными: непрерывно шли дожди, устроителям приходилось то и дело корректировать
расписание, уплотнять график, а Оля играла и пару (с Эверт) и микст
(с Метревели) и, конечно, сражалась в одиночном. Распорядок дня был невероятно
трудным. Она уезжала из гостиницы в 10 утра, возвращалась к 9 вечера,
а назавтра приходилось всё начинать сначала.
|