Дмитриева стала как бы связующим звеном между
двумя поколениями. Я уже писал, что она выступала в
паре с Елизаветой Чувыриной, которая вполне годилась
ей в мамы, а потом долгие годы побеждала в паре с Галиной Бакшеевой,
родившейся позже неё на семь лет. Вместе со своими партнёрами она играла в
"миксте" и против Николая Озерова, и против ставшего её тренером Сергея
Андреева.
Кстати, коль скоро я упомянул о том, что Андреев стал
тренером Дмитриевой, то должен, естественно, объяснить читателю, как это
произошло. Тем более что в своё время в теннисном мире было
немало разговоров о "черной неблагодарности", которую Аня, якобы, проявила по
отношению к Нине Сергеевне Тепляковой.
Да, Теплякова взяла её к себе малюсенькой, почти ничего не умевшей девчонкой и
довела до звания абсолютной чемпионки страны. И когда это свершилось,
именно в момент наивысшего торжества учительницы и ученицы, Аня объявила -
честно, без обиняков, в открытой беседе с Ниной Сергеевной, что принимает опеку
Андреева.
- Почему? - спросила Теплякова.
- Потому, - ответила 18-летняя абсолютная чемпионка, - что мои мечты уходят
далеко за границы внутренних турниров. Сергей Сергеевич сможет помочь мне
в этом...
В этой сцене сфокусировались две важнейшие черты
характера Дмитриевой: её прямота, честность и её постоянная устремленность к
максимально высокой цели.
Нина Сергеевна глубоко переживала этот уход. Переживала и Аня. Но тёплые
отношения между ними были восстановлены, и до последних дней жизни
Н.С.Тепляковой Аня Дмитриева относилась к ней с большой любовью и уважением, а
Нина Сергеевна к Ане с присущей ей теплотой и вниманием.
Иногда в среде теннисных специалистов приходится
слышать разговоры о том, что Дмитриева не сделала
на международной арене того, что могла и должна была
сделать. С этим можно согласиться. Её талант был гораздо шире её усилий. Аня не
относилась к числу тех, кто во имя спорта и честолюбивых планов может жертвовать
всем. К тому же, на мой взгляд, в ней было значительно больше женственности,
чем может допустить современный большой теннис. Её часто подводила повышенная
эмоциональность, природная склонность к глубокому и постоянному самоанализу,
которая не оставляла её и тогда, когда она находилась на корте. Это уже было
скорее недостатком, нежели достоинством.
Все сказанное выше отнюдь не умаляет её достижений и не бросает даже подобия
тени на прекрасные страницы, вписанные ею в историю советского тенниса.
Заслуженный мастер спорта Анна Дмитриева - первая
спортсменка, которая утвердила в нашем теннисе подлинно современный стиль с его
мощью, ставкой на атаку, сокрущающей игрой с лета, смелыми, осмысленными
выходами к сетке... На её опыте учились и восходили
к вершинам мастерства и Галя Бакшеева, и Ольга Морозова, и многие другие наши
звёзды и звёздочки.
У каждой спортсменки разное отношение к парным
играм. Дмитриева в принципе глубоко понимала их и по-своему любила.
- Состязания, в которых выступают дуэтом, имеют
глубокий смысл и столь же глубокий интерес. Здесь
проверяются человеческие характеры и сердца, здесь на
первый план выступают умение дружить, способность к
самопожертвованию и чисто человеческая порядочность.
Очень много значили для меня выступления с Чувыриной.
Сражаясь рядом, она давала мне каждый раз урок стабильности, класса, выдержки.
А я старалась разжечь её своей подвижностью и наивной верой, что для нас всё
возможно. Мы понимали друг друга, - вспоминает Аня.
Потом, когда Чувырина ушла, Дмитриева три года подряд выигрывала первенство
СССР с Ириной Рязановой, а потом сама выбрала себе в партнёрши молодую,
исключительно талантливую киевлянку Галину Бакшееву. Дуэт этот
был, пожалуй, одним из самых интересных и ярких в истории отечественного спорта.
И дело не только в том, что дважды - в 1966 и 1967 годах - они завоёвывали
золотые медали, а вв том, что их игра была на редкость интересной.
|