И наконец, о последнем средстве достижения наивысшей позиционной готовности. Оно полностью связано с использованием межударного времени.

Как только удар завершен, возникает новая задача - выдвинуться на позицию, обеспечивающую наивысшую готовность к последующему ответу соперника. Для этого важно научиться предвидеть, во-первых, место, откуда соперник отобьёт мяч; во-вторых, его предполагаемые ответы - наиболее трудные, остро пласированные. Здесь нам на помощь должна прийти самая элементарная школьная геометрия. Разберём (см.с. 116, нижний рис.) три варианта расположения соперника, производящего удар. При первом - он у середины задней линии, при втором - в углу площадки, при третьем - за боковой линией, когда косым ударом он "выбит" с площадки. Крайними линиями со стрелками показаны направления наиболее острых ответов. Линии образуют угол, внутри которого предстоит действовать теннисисту. Как же ему теперь лучше подготовиться к ответу, где расположиться, чтобы обеспечить равную позиционную готовность для защиты как правой, так и левой стороны площадки? Конечно же, на биссектрисе этого угла, т.е. на линии, делящей угол пополам. Эта "геометрическая" тактика относится к игре как у задней линии, так и у сетки.

Теперь читателю будет понятно, почему в теннисе можно встретить такие выражения, как "чувство биссектрисы", "геометрическое воображение", "геометрия игры". Их смысл можно свести к следующему наставлению: как только мяч отделился от вашей ракетки, быстро определяйте вероятную позицию соперника при ответе, а также линию полёта мяча при его крайних ответах; затем быстро занимайте выгодную позицию на биссектрисе угла, образованного этими линиями. И в заключение раздела еще раз повторим: расширяйте ваши нападающие и контратакующие возможности за счёт выдвижения вперёд основных исходных позиций; свою игровую неуязвимость стройте на том, чтобы в момент удара соперника успеть занять позицию наивысшей готовности для ответа.

АТАКА И КОНТРАТАКА С ПЕРВЫХ УДАРОВ

Подачу и приём подачи нередко называют - мечом и щитом. В отношении подачи такое сравнение бесспорно. А вот приём подачи с помощью только щита вызывает возражение. Правильнее сказать так: у принимающего подачу в одной руке должен быть щит, а в другой - меч. И пользоваться ими следует в зависимости от достоинств и недостатков подачи соперника, особенностей конкретной игровой обстановки и своих реальных возможностей. К тому же еще почаще надо вместо защиты тяжелым щитом пускать в ход острый, разящий меч.

Активная направленность и творческое использование подачи и приёма подачи - первый шаг к успеху. Разберём сначала действия подающего, а затем - принимающего подачу.

Вообразим себя зрителями на матче, где встречаются подлинные мастера тенниса. Внимательно присмотримся к подающему. Вот он спокойно приближается к исходной позиции, откуда ему предстоит ввести мяч в игру. Вид у него на редкость сосредоточенный; выражение лица - словно у математика, решающего сложную задачу со многими неизвестными.

Что же это за неизвестные? Подающий должен решить: какую тактическую направленность придать подаче, какую из подач использовать - плоскую, крученую или резаную, в какое место площадки направить мяч, что предпринять сразу вслед за ударом - остаться у задней линии или быстро устремиться к сетке. Ответы на все эти вопросы и составляют в совокупности тактический замысел подающего. От его реализации зависит весь дальнейший ход игровых событий, реальная возможность превратить подачу в хорошее игровое начало. Одновременно очень важно сделать всё возможное для маскировки замысла, лишить соперника возможности его преждевременно разгадать.

Тактика начинается с исходного положения подающего. Именно из этого положения, когда окончательно определился его тактический замысел, и должен последовать точный удар. Соперник полон внимания - по мельчайшим деталям движения подающего он старается разгадать его намерения. Рассекретить подающему свой замысел легче легкого. Причем даже незаметно для себя, не подозревая, что сам "просигнализировал" сопернику о принятом решении.
Назад Вперёд

Содержание
Hosted by uCoz