Систематически практикуйтесь в накапливании подобного рода "разведывательных
данных". Это поможет вам научиться строить игру с учётом индивидуальных
особенностей соперников и разгадывать их замыслы.
Одновременно сами, как бы наблюдая за собой со стороны, регулярно контролируйте
собственное соревновательное поведение: не даёт ли оно соперникам ценную
информацию, которой они не замедлят воспользоваться в своих интересах?
Однако, как бы ни была хороша маскировка возможных отрицательных состояний,
замыслов и реакций на определённые успешные действия соперников, она всё же
составляет первую ступеньку психологической борьбы с помощью соревновательного
поведения. На второй ступеньке - поведенческие уловки, обманные хитрости,
вводящие соперника в заблуждение, как бы выдающие ему ложную информацию.
На этот раз приведём пример из парной игры. Допустим, теннисист у сетки, когда
его партнёр подаёт, ставит перед собой задачу при первой возможности
перехватывать мяч после ответного удара соперника на подачу. В этом случае он
может использовать, к примеру, два варианта поведенческих действий. При первом
варианте, чтобы притупить бдительность соперника, он располагается в спокойной,
безразличной позе, давая тем самым понять, что не собирается предпринимать быстрые
активные действия, и только в самый последний момент, когда мяч отделяется от
ракетки соперника, наш спортсмен оживляется и молниеносно пытается перехватить
мяч.
Второй вариант как бы противоположен первому. Сеточник сразу становится
"живчиком" и своими подчёркнуто активными движениями из стороны в сторону
заведомо старается создать для соперника угрожающую ситуацию, оказать на него
психологическое давление. Ответишь чуть неточно, и я тут же "убью" мяч с лёта
- вот смысл того, что пытается внушить сеточник принимающему подачу.
Какой вариант лучше? Многое зависит от конкретных ситуаций, психологических
особенностей соперника. На моей памяти - случаи, когда даже у сильнейших
теннисистов мира явные затруднения вызывали как частые изменения этих вариантов
соревновательного поведения, так и неожиданное использование одного из них
после того, как они уже привыкли к другому варианту.
Справедливо и примечательно такое утверждение: сколько игроков, столько и
тактических уловок. Настойчиво практикуйтесь не только в их разгадывании, но и
в создании собственных. Решение этой задачи доступно уже в юном возрасте. Может
быть, читателю трудно поверить, что подростки могут стать хорошими стратегами и
тактиками? Попробую развеять сомнения таким примером.
"Ох, и хитрюга ваш Андрей!" - заметил тренер мексиканской команды после
окончания матча. В первом за всю историю тенниса чемпионате мира среди
подростков (1983 год) (возраст участников не старше 12 лет) он явно рассчитывал
на победу своего воспитанника Санчеса Альвареса. За плечами этого многообещающего
спортсмена - победы в так называемом региональном чемпионате стран Южной и
Центральной Америки, в открытом первенстве Австралии. Его полуфинальный матч с
нашим Андреем Черкасовым на грунтовых кортах Монте-Карло привлёк внимание
и специалистов, и рядовых зрителей своим необычным упорством. Первая партия,
выигранная Андреем, продолжалась около двух часов, а среднее число ударов в
каждом розыгрыше очка достигло шестидесяти! Только не думайте укорять
спортсменов за пассивную игру - это было сражение метких стрелков с задней
линии, которые использовали малейшую возможность для обострения игры в меру
своих подростковых возможностей.
Во второй партии мексиканец повёл 4:1. В этот момент упорство юных спортсменов
достигло предела. И вдруг с Андреем начало происходить что-то неладное.
"Неужели же он так сильно устал?" - думал я, глядя на его неожиданно поникший
вид, вялую походку, когда мяч выходил из игры. Однако стоило начаться розыгрышу,
и он мгновенно преображался, усталость как рукой снимало.
Я недоумевал, но вот Андрей, меняясь сторонами, незаметно подал мне знак: "Хитрю!"
(матч проходил на центральном корте, и, в соответствии с правилами этих
соревнований, я не имел права разговаривать с подопечным).
Смысл уловки раскрылся лишь потом, когда судье предстояло или объявить перерыв
для отдыха игроков перед решающей партией, или сразу продолжить матч. Всё
теперь зависело от желания спортсменов. Перерыв полагался лишь в случае, если
хотя бы один из них этого пожелает. Утомленный судья уже слез с вышки. Видимо,
он не сомневался, что участники попросят десятиминутной передышки.
Шутка ли - уже более двух с половиной часов продолжалась упорнейшая схватка
под жгучими лучами южного солнца. К тому же ещё один из участников в середине
второй партии явно выбился из сил.

|