На "медленных" площадках розыгрыш очка обычно более длительный, так как
грунт в значительной мере "гасит" скорость мяча при отскоке, и поэтому выиграть очко
сильным ударом становится труднее. Не случайно во встречах даже сильнейших
теннисистов среднее число ударов с каждой стороны иногда в одном розыгрыше очка
достигает 30-40! Другое дело - нагрузка в соревнованиях на "быстрых" площадках
с их стремительным отскоком мяча, значительно повышающим пробивную способность
сильных, острых по пласировке мяча ударов. В большинстве случаев это
обеспечивает скоростной розыгрыш очка. К примеру, в финальном матче
Уимблдонского турнира 1987 года каждый из участников для розыгрыша очка
делал в среднем только по три удара.
В нашей стране и за рубежом соревнования, в том числе и юношеские, проводятся
на кортах с различными покрытиями. Это требует не только умения свободно
использовать тактические варианты, но и хорошей подготовленности к любым
нагрузкам. Поэтому при возможности проводите длительные тренировки на различных
площадках, в том числе и тренировочные игры со счётом. Если же в вашем
распоряжении только один вид покрытия, добивайтесь варьирования нагрузок
за счёт чередования тактик.
Есть в спортивной подготовке одно непреложное правило: тренировочные нагрузки
должны превышать самые высокие нагрузки соревновательные. Только при этом
условии выступление будет проходить не "на пределе", позволит показать всё
лучшее, на что способен спортсмен, и исключит переутомление. Одним из хороших
ориентиров может служить число геймов в тренировочных играх со счётом.
Детские и юношеские соревнования традиционно разыгрываются из трех партий.
Предельный по числу геймов счёт в матче может быть 7:6, 6:7, 7:6, а значит,
наибольшее число всех геймов - 39 (в матчах при счёте 6:6 разыгрывается
решающий гейм - так называемый "тай-брейк"). Для подготовки к соревнованиям
таким образом надо разыгрывать, по меньшей мере, 45 геймов. По мере возмужания
"геймовую нагрузку" увеличивайте. В 15-16 лет теннисисты уже начинают выступать
в соревнованиях со взрослыми, игры в которых часто проводятся не из трёх, а из
пяти партий. Так что соревновательная нагрузка значительно возрастает. Если
исходить из того, что предельный счет в каждой партии 7:6, то в пяти партиях
может быть разыграно максимум 65 геймов. На эту цифру и ориентируйтесь,
периодически перекрывая её в тренировке.
Своеобразным основанием фундамента физической подготовленности служит общая
выносливость - способность справляться с непрерывной длительной нагрузкой при
двигательных действиях, вовлекающих в активную работу большинство мышечных
групп тела. Для развития этого вида выносливости используйте обычный
продолжительный бег, кроссы, ходьбу на лыжах, различные спортивные игры. С их
помощью вы укрепите сердечно-сосудистую систему, разовьёте высокие дыхательные
возможности, крайне необходимые для полноценного энергообеспечения в условиях
длительной нагрузки.
Специального внимания требует скоростная выносливость. Она выражается в
способности сохранять быстроту двигательных действий продолжительное время.
Огромное значение этого вида выносливости как бы вытекает из самих особенностей
современной типовой игры, насыщенной молниеносными движениями. Снизить к концу
матча быстроту - это значит обречь себя на поражение.
Для развития скоростной выносливости используйте:
игры со счетом при минимальных паузах между розыгрышами очка, с преимущественным
применением острых, темповых тактических комбинаций (нужно при этом использовать
6-9 мячей, быстро их собирая, в том числе и с дополнительной помощью);
"скоростные комплексы", состоящие из передвижений на короткие дистанции разными
способами в различных направлениях;
спортивные игры с высокой интенсивностью действий, проводимые преимущественно
на уменьшенных площадках, как по обычным, так и по упрощённым правилам,
нацеленным на сокращение игровых пауз (например, футбол в маленьком зале без
прерывания игры, если мяч попадает в стенку или оказывается за воротами).
Итак, мы рассмотрели пути воспитания основных физических качеств, главные
направления физической подготовки. Теперь в заключение общий совет.
Рассматривайте всестороннюю физическую подготовку как процесс, если можно
так выразиться, всевозрастной и непрерывный. В детском возрасте нужно заложить
для этого первые кирпичики, в младшем юношеском - возвести прочный фундамент,
а в юношеском среднем и старшем - построить на нём многоэтажное здание.
|