Под эгидой Международной федерации тенниса недавно создана организация "Компьютер-теннис" для обслуживания международных соревнований, в том числе и юношеских.

В 1987 году на Всемирной международной научно-методической конференции по теннису обсуждалось, как лучше анализировать соревновательную деятельность - с помощью ЭВМ или обычным способом, доступным каждому любителю тенниса. Специалисты определили контрольные показатели эффективности соревновательной деятельности для теннисистов различных возрастных групп. В разработке конкретных рекомендаций участвовали и советские специалисты.

В чём же суть этих рекомендаций? Они базируются на простой предпосылке: главное для достижения победы - умение выигрывать с помощью активных ударов и одновременно сводить к минимуму число собственных невынужденных ошибок. Поэтому основными показателями для оценки соревновательной деятельности избраны результативная активность и стабильность. Результативная активность характеризуется числом активных действий, обеспечивших выигрыш очка неотразимым ударом или вынудивших соперника допустить ошибку, стабильность - числом невынужденных ошибок. Выражаются эти показатели в процентах по отношению к общему числу разыгранных очков в матче (или в партии, если ставится задача проследить динамику эффективности соревновательной деятельности по партиям).

В таблице (с.150) даны контрольные показатели, которые рекомендованы Международной конференцией в качестве целевых ориентиров для теннисистов различных возрастных групп.

Условимся, что к этим показателям будут стремиться и ученики семейных теннисных школ.

Как же практически получать данные, характеризующие соревновательную деятельность? Помочь в этом должны карты её обобщённого и детализированного анализа (с.150).

Заполнение первой карты позволяет накопить данные, отражающие соревновательную деятельность в целом, второй - данные её эффективности по каждому виду действий в отдельности.

Расскажем, как пользоваться картами. В соответствующих графах карт регистрируется с помощью условной отметки (чёрточки или точки), чем определился исход розыгрыша очкa: активным выигрышем (мяч послан вне досягаемости соперника, или последний при попытке отразить его в очень трудных условиях допустил вынужденную ошибку) или невынужденной ошибкой одного из соперников. При заполнении второй карты такая отметка ставится в графе, относящейся к тому виду действий, который привёл к выигрышу или ошибке.

Важно с помощью карт прослеживать, как от партии к партии изменяются показатели эффективности соревновательной деятельности. Их динамика говорит о многом, в первую очередь о физической и волевой подготовленности. Допустим, в нескольких соревнованиях - динамика носит явно выраженный положительный характер - показатели эффективности соревновательной деятельности по мере увеличения продолжительности и напряжённости спортивной борьбы сохраняются на высоком уровне или даже возрастают. Это может служить обоснованием для такого вывода: в условиях соревнований теннисист показывает себя выносливым и волевым.

Но бывает и другая - отрицательная динамика: к концу матчей показатели эффективности соревновательной деятельности заметно снижаются или они подвержены сильным колебаниям.

В чём здесь причины? Чаще всего дают о себе знать слабая воля, психологическая неустойчивость, недостаточная выносливость.

На основе полученных с помощью карт данных вносятся корректировки в тренировку. Допустим, теннисист только 3-5% очков выигрывает благодаря активным ударам. Это повод для настоящей тревоги. Незамедлительно нужно ориентировать теннисиста на активизацию игры, сделать всё возможное для повышения мощности и остроты пласировки ударов, совершенствования приёмов техники, необходимых для атакующих и контратакующих действий.

Записи в таблицах могут показать и такое: теннисист 30-40% всех разыгранных очков проигрывает на своих невынужденных ошибках. Как быть в данном случае? Необходимо усилить внимание к развитию точности ударов, стабильности игры.

Материалы, полученные с помощью второй карты, позволят выявить сравнительную эффективность различных действий, определить, какие из них - на высоте, а какие составляют слабое место.

Кто же должен заполнять карты? Прежде всего, конечно, семейный тренер. Однако практиковаться в этом деле должны и ученики семейных теннисных школ. Ведь во многих таких школах не один воспитанник. Поэтому регистрация характеристик эффективности соревновательной деятельности с помощью карт поможет глубоко анализировать игру друг друга. Кроме того, важно научиться пользоваться картами и для изучения игры своих соперников.
Назад Вперёд

Содержание
Hosted by uCoz