Под эгидой Международной федерации тенниса недавно создана организация
"Компьютер-теннис" для обслуживания международных соревнований, в том числе и юношеских.
В 1987 году на Всемирной международной научно-методической конференции по
теннису обсуждалось, как лучше анализировать соревновательную деятельность - с
помощью ЭВМ или обычным способом, доступным каждому любителю тенниса.
Специалисты определили контрольные показатели эффективности соревновательной
деятельности для теннисистов различных возрастных групп. В разработке
конкретных рекомендаций участвовали и советские специалисты.
В чём же суть этих рекомендаций? Они базируются на простой предпосылке: главное
для достижения победы - умение выигрывать с помощью активных ударов и
одновременно сводить к минимуму число собственных невынужденных ошибок. Поэтому
основными показателями для оценки соревновательной деятельности избраны
результативная активность и стабильность. Результативная активность
характеризуется числом активных действий, обеспечивших выигрыш очка неотразимым
ударом или вынудивших соперника допустить ошибку, стабильность - числом
невынужденных ошибок. Выражаются эти показатели в процентах по отношению
к общему числу разыгранных очков в матче (или в партии, если ставится задача
проследить динамику эффективности соревновательной деятельности по партиям).
В таблице (с.150) даны контрольные показатели, которые рекомендованы
Международной конференцией в качестве целевых ориентиров для теннисистов
различных возрастных групп.
Условимся, что к этим показателям будут стремиться и ученики семейных
теннисных школ.
Как же практически получать данные, характеризующие соревновательную
деятельность? Помочь в этом должны карты её обобщённого и детализированного
анализа (с.150).
Заполнение первой карты позволяет накопить данные, отражающие соревновательную
деятельность в целом, второй - данные её эффективности по каждому виду действий в отдельности.
Расскажем, как пользоваться картами. В соответствующих графах карт
регистрируется с помощью условной отметки (чёрточки или точки), чем определился
исход розыгрыша очкa: активным выигрышем (мяч послан вне досягаемости соперника,
или последний при попытке отразить его в очень трудных условиях допустил
вынужденную ошибку) или невынужденной ошибкой одного из соперников. При
заполнении второй карты такая отметка ставится в графе, относящейся к тому виду
действий, который привёл к выигрышу или ошибке.
Важно с помощью карт прослеживать, как от партии к партии изменяются показатели
эффективности соревновательной деятельности. Их динамика говорит о многом,
в первую очередь о физической и волевой подготовленности. Допустим, в
нескольких соревнованиях - динамика носит явно выраженный положительный
характер - показатели эффективности соревновательной деятельности по мере
увеличения продолжительности и напряжённости спортивной борьбы сохраняются на
высоком уровне или даже возрастают. Это может служить обоснованием для такого
вывода: в условиях соревнований теннисист показывает себя выносливым и волевым.
Но бывает и другая - отрицательная динамика: к концу матчей показатели
эффективности соревновательной деятельности заметно снижаются или они
подвержены сильным колебаниям.
В чём здесь причины? Чаще всего дают о себе знать слабая воля, психологическая
неустойчивость, недостаточная выносливость.
На основе полученных с помощью карт данных вносятся корректировки в тренировку.
Допустим, теннисист только 3-5% очков выигрывает благодаря активным ударам.
Это повод для настоящей тревоги. Незамедлительно нужно ориентировать теннисиста
на активизацию игры, сделать всё возможное для повышения мощности и остроты
пласировки ударов, совершенствования приёмов техники, необходимых для атакующих
и контратакующих действий.
Записи в таблицах могут показать и такое: теннисист 30-40% всех разыгранных
очков проигрывает на своих невынужденных ошибках. Как быть в данном случае?
Необходимо усилить внимание к развитию точности ударов, стабильности игры.
Материалы, полученные с помощью второй карты, позволят выявить сравнительную
эффективность различных действий, определить, какие из них - на высоте, а какие
составляют слабое место.
Кто же должен заполнять карты? Прежде всего, конечно, семейный тренер. Однако
практиковаться в этом деле должны и ученики семейных теннисных школ. Ведь во
многих таких школах не один воспитанник. Поэтому регистрация характеристик
эффективности соревновательной деятельности с помощью карт поможет глубоко
анализировать игру друг друга. Кроме того, важно научиться пользоваться картами
и для изучения игры своих соперников.
|