Бывая во многих странах, и прежде всего в странах наиболее развитого тенниса, я
часто задавал себе такой вопрос: почему именно этот вид спорта семимильными
шагами шествует по планете, в чём секреты неповторимого и сильнейшего
"теннисного магнетизма"? И я пришел к твердому выводу: феномен тенниса
прежде всего в его возрастной универсальности, возможности становиться
предметом семейной увлеченности, способности быть хорошим оздоровительным,
физически укрепляющим средством, повышающим активность и эмоциональность,
своеобразным выразителем интеллектуальных, волевых и физических достоинств
личности, неповторимым зрелищем, захватывающим психологической
содержательностью, двигательным разнообразием, остротой и эстетикой спортивной
борьбы. Не случайно говорят, что в современном мире - настоящий теннисный бум.
Бум массовости и бум спортивного мастерства.
Широкое изучение опыта мирового тенниса и нужд отечественного все больше
укрепляло меня в намерении взяться за перо, чтобы написать "семейный учебник
тенниса". Тем более что подобного рода книг у нас да и, насколько мне известно,
за рубежом не издавалось. Это намерение стало окончательным, когда
Международный олимпийский комитет принял решение включить теннис в программу
Олимпийских игр 1988 года. Я понимал, что в условиях развёртывания олимпийской
подготовки, усиления значимости успешных выступлений советских теннисистов на
высоком международном уровне, необходимости повышения мастерства юных
спортсменов значительно возрастает потребность в подобного рода изданиях...
Итак, автор предъявил свою "визитную карточку", теперь следует представиться
читателям, разумеется условно.
Самый ответственный ранг читателя - это семейный тренер. Его самообучение и
самовоспитание неразрывны со спортивным наставничеством. Именно ему нужно в
первую очередь знать, чему и как учить, что и как воспитывать. А это дело,
скажем прямо, нелёгкое. Оно требует солидной подготовки. Уверен, что читатель,
с которым знакомится автор, на такую подготовку себя уже настроил. Ведь желание
детей научиться теннису впрямую будет зависеть от упорства и трудолюбия,
самодисциплины и жажды самосовершенствования семейных тренеров. Будем
надеяться: избравшие этот благородный путь покажут себя с самой лучшей стороны.
Конечно, желательно, чтобы первый этап теннисного самообразования взрослых
предшествовал началу обучения детей. Однако не исключен и такой вариант:
взрослые и дети "сядут за одну парту" и начнут постигать премудрости тенниса
одновременно, конечно, под руководством взрослых. В этом случае
особенно важен заразительный пример наставников.
С особым удовольствием автор знакомится с читателями, накопившими уже
тренерский багаж. Они, как правило, ненасытны и при первой возможности готовы
снова и снова пополнять своё теннисное образование.
Честь и хвала прежде всего тем из них, кто выдержал испытание временем и из
семейных тренеров - отцов и матерей превратился в тренеров - дедушек и бабушек.
Поговорите, например, с лётчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза
А.Леоновым о его второй "профессии" - тренерской. И он вам увлечённо, с жаром
расскажет, как сначала сам постигал теннисную науку, потом учил теннису дочку,
а теперь и внука.
Ветераном семейных тренеров был и вице-президент Академии медицинских наук
СССР А.Покровский, лауреат Государственной премии СССР. Среди выпускников его
семейной теннисной "академии" - супруга, её сестра, дочь, сын и, наконец,
внучка.
|